(Эта моя статья была опубликована в журнале "Российское Фото". Надеюсь, тут она тоже будет кому-то интересна и полезна).
Съемка животных – это одно из самых азартных занятий для фотографа, и, пожалуй, один из самых сложных жанров. Если, к примеру, пейзажисту необходимы талант, умение и капелька удачи, чтобы повезло с освещением, туманом или облаками, то анималисту этой удачи потребуется не капелька, а целое море, и, разумеется, изрядное количество терпения.
Съемку животных можно условно разделить на три вида:
- Съемка в зоопарке.
- Съемка на природе.
- Съемка домашних животных (во дворе и в студии).
Съемка в зоопарке
Не слушайте тех, кто говорит, что недостойно это настоящего анималиста снимать животных в зоопарке, и «настоящие фотографы» (а бывают «искусственные»?) отправляются за «настоящими кадрами» по болотам и лесам в дикую природу.
Во-первых, много прекрасных снимков и для рекламы, и для международных выставок были сняты разными известными фотографами именно в зоопарках.
Во-вторых, снимать в зоопарке не всегда проще, чем на природе. А иногда и в разы сложнее. Кроме того, не все те, кто снимает на природе, и в самом деле ходят по пояс в болотах и отбиваются от москитов в джунглях. Ездить на джипе по заповеднику с опытным проводником, хорошей камерой и прекрасным телеобъективом иногда бывает не так уж и сложно.
Но чтобы зоопарковое фото получилось не хуже, чем природное, нужно учесть некоторые аспекты.
Итак, вам понадобится:
- Камера с полностью заряженным аккумулятором.
- Телеобъектив.
- Запасной аккумулятор (желательно).
- Несколько запасных карт памяти большого объема.
- Защитный фильтр.
- Поляризационный фильтр.
Запасные карты памяти нужны для того, чтобы не ограничивать себя в серийной съемке. Еще лучше дополнительно запастись цифровым фотоальбомом, куда можно оперативно переписывать отснятый материал.
Защитный фильтр всегда должен быть на объективе. Многие пернатые и хвостатые модели ухитряются лизнуть, а то и куснуть аппаратуру. Кроме того, в зоопарке при съемке через сетку лучше всего прислонить объектив к сетке плотно, тогда ничего не будет мешать на переднем плане. К сожалению, защитные фильтры – расходный материал.
Поляризационный фильтр, напротив, атакам не подвергается. Он нужен при съемке через стекло и помогает избавиться от бликов и отражений. Есть еще одна маленькая хитрость – можно взять с собой на съемку ассистента и попросить у него подержать за вами темную ткань, например, куртку. При этом полярик должен быть надет на объектив. Это убирает почти все блики и отражения. В иностранных зоопарках снимать через стекло еще проще – там стекла моют чаще, чем у нас.
Как сделать фото в зоопарке удачным?
Есть несколько правил, которые стоит соблюдать:
- Правильно выбирайте ракурс и точку съемки
Выбирайте ракурс и точку съемки так, чтобы на заднем плане или где-то еще в кадре не было видно решеток, сеток, людей. Ничто в фотографии не должно говорить о том, что съемка велась в зоопарке. Исключение составляют только те случаи, когда сам «интерьер» зоопарка играет роль в сюжете будущей фотографии. Например, грустное животное, смотрящее из-за металлических решеток.
- Правильно выбирайте объекты съемки
Если в одном вольере содержат несколько видов животных и птиц, узнайте, обитают ли они вместе и в природных условиях. Если нет, то не снимайте их в одном кадре. Иногда, конечно, бывают моменты, которые того стоят, но в большинстве случаев этого правила все же лучше придерживаться.
- Избегайте избитых ракурсов и сюжетов
Тут, как в съемке городских достопримечательностей, чем более избит сюжет, тем оригинальнее должна быть подача. Просто пеликан во весь кадр, даже если он снят в самом хорошем качестве, скучен. Наблюдайте, как взаимодействуют животные. Ловите момент, сюжет, ракурс.
Виктория Иванова: Танец на льду
- Снимайте животных в их брачный период
Лучше всего снимать зверей и птиц в их брачный период. Интересные сценки гарантированы. Например, именно в такой период павлины красиво раскрывают свои хвосты, чтобы понравиться самке. Обязательно узнайте, когда у Вашей будущей модели начинается брачный период (вся необходимая информация есть в интернете). Ошибочно полагать, что у всех период «влюбленности» наступает в одно и то же время.
- Решите, какое животное будете фотографировать, и снимайте только его
Не пытайтесь снимать все и сразу. Не стоит пытаться за один поход обежать весь зоопарк. Лучше заранее решить, кого вы сегодня идете фотографировать. От этого будет зависеть время похода в зоопарк.
Стоит учесть и ритмы жизни животных, например, растормошить гиену в дневное время практически нереально. Кроме того, стоит учитывать свет. В каком вольере живет ваша будущая модель? В какое время суток там освещение лучше?
- Выделите для съемки достаточно времени
Выделяйте на съемку не менее двух-трех часов. Надо набраться терпения и ждать интересный момент.
- Старайтесь передать характер животного
Просто изображение енота или совы никого не удивят. Даже у простой курицы могут быть интересные позы и выражения «лица».
Техническая сторона
Вот еще несколько советов, касающихся технической стороны съемки.
- Не опускайте ИСО слишком низко
Старайтесь не бояться шумов и не опускать ИСО слишком низко.
Во-первых, шум не так страшен, как многие думают. Во-первых, с шумом можно бороться при помощи обработки снимка в редакторах.
Во-вторых, уж лучше шумы, чем смаз.
В-третьих, иногда шум даже придает кадру особый колорит и живость, особенно если фотография черно-белая.
- Снимайте сериями
Лучше всего снимать сериями – серийная съемка не даст упустить момент. Конечно, речь не идет о случаях, когда в роли модели выступает черепаха.
- Не используйте вспышку
Не снимайте со вспышкой. Во-первых, это пугает животных. Во-вторых, чаще всего это портит кадр, особенно если вспышка встроенная.
- Снимайте в ручном режиме
Я советую снимать в ручном режиме. На автомате у большинства телеобъективов могут получаться кадры с недостаточной глубиной резкости. Конечно, если вы снимаете воробья, это не проблема. А вот кто-то с большим клювом может и «не влезть» в зону резкости. Тогда придется немного ужать диафрагму.
- Наводите на резкость правильно
Старайтесь наводить резкость на глаза животного. Снимок с нерезкими глазами получается удачным крайне редко.
Съемка на природе
Съемка на природе потребует гораздо большего терпения и знания повадок животных. Все, как на охоте, только с фотоаппаратом. Приходится выслеживать, выискивать, ловить момент. С какими-то птицами и животными это сделать проще. Например, чайки и бакланы охотно позируют за булку с кунжутом, другие же будут всячески прятаться. Иногда приходится ждать долгое время около жилища животного или птицы, чтобы поймать нужный момент. Тут главное - не сдаваться. Иногда удачный кадр можно сделать только на пятый день попыток. А то и еще позже.
Самое главное в такой съемке – заранее изучить то животное, которое будете снимать. Повадки, особенности и т.д. В случае съемки хищных или опасных животных надо заре позаботиться о собственной безопасности.
Также важно выбрать подходящее оборудование. Если для съемки в зоопарке хватит «обычного» «телевика», типа 70-200, то для съемки на природе объективы понадобятся иные, например , 400 мм, 600 мм и т.д. Ограничиваться только одним объективом тоже не стоит. Конечно, купить такое оборудование не всем по карману, а вот арендовать на время поездки можно.
На природе стоит использовать возможность и снимать животных не только крупным планом, но и захватывать в кадр части пейзажа.
Съемка домашних животных.
Съемка домашних животных – отдельный и очень специфический жанр. Он не похож ни на один другой, так как правила и принципы тут крайне своеобразны.
Проще или сложнее снимать питомцев, чем диких животных? С одной стороны, конечно, проще. И по лесам их искать не надо, и около решетки зоопарка сидеть не приходится, и даже можно с «моделью» договориться, дав пару-тройку команд или кусочек лакомства. С другой стороны, не всякая модель идет на контакт. В отличие от зверей в зоопарке, которые за всю свою жизнь привыкли к толпам посетителей, домашний зверек может быть абсолютно не готовым к фотосессии и к чрезмерному вниманию.
Да и принципы у съемки домашних животных совсем другие. Девиз фотографа, снимающего «дичь» - «Лови момент!». Девиз того, кто снимает домашних питомцев – «Знай правила!».
Как снимать?
Съемку домашних любимцев можно разделить на три основных типа:
- Выставочное фото (оно же рекламное).
- Портфолио.
- Репортаж.
Выставочное фото – это не только репортаж со всевозможных выставок собак и кошек. Это также рекламное фото для сайтов и каталогов, показывающих представителя породы во всей красе. Может сниматься как в студии, так и на природе.
Выставочные фотографии домашних животных
Главная задача выставочной съемки – показать животное во всей красе, продемонстрировать идеальное соответствие стандартам. Поэтому перед съемкой обязательно прочитайте стандарт породы животного, которого будете снимать. Даже не только прочитайте, но изучите вдоль и поперек.
Поговорите с заводчиком (или клиентом), узнайте его пожелания относительно съемки. Если речь идет о собаке, то, как правило, необходимо будет сделать кадр в выставочной стойке. Выставочная стойка снимается в профиль – голова гордо поднята, передние лапы стоят ровно, прямо, параллельно друг другу, одна задняя нога стоит ровно, вторая (ближняя к фотографу) чуть отведена назад. Также, скорее всего, необходима будет фотография анфас сидящего животного, крупный план и выставочная стойка, снятая не четко в профиль, а чуть с разворотом.
Старайтесь при такой съемке подчеркивать достоинства животного и скрывать недостатки. Лапы коротковаты? Присядьте пониже. Окрас не слишком насыщенный? Выбирайте цвет фона, который подчеркнет оттенок шерсти.
Не пытайтесь понять личность и характер животного. Для выставочной съемки это и не надо. Тут все, как в фэшн съемке девушек для модных журналов. Акцент на внешность, тело, одежду (или пятна, лапы, хвосты). Характер оставим для другой фотосессии.
Портфолио домашнего питомца
Портфолио домашнего питомца – это, пожалуй, самый интересный жанр. На съемку приводят очаровательное (хотя порой и кусачее) существо и просят «сделать красиво». Вот тут уже стоит понять характер модели и отразить это в фотографиях. Какое животное перед вами? Доброе, улыбчивое, игривое, скромное? Все это надо показать, чтобы хозяин «узнал» своего питомца. Это должен быть именно его любимый Тузик, а не просто терьер :)
Съемка также может проходить в студии, на природе или дома у заказчика. Самый большой недостаток такого типа фотосессий – ограничения на распространение фотографий. Чаще всего хозяева просят не размещать снимки их любимцев ни на сайтах, ни даже на своих персональных страницах. Поэтому набрать что-то для своего портфолио бывает крайне сложно.
Репортажная съемка
Репортаж при съемке домашних питомцев больше всего напоминает съемку диких животных. Это уже просто ловля момента на собачьих площадках, в парках и даже подворотнях. Стоит помнить только два основных момента:
- Бойтесь агрессивных животных.
- Бойтесь еще более агрессивных хозяев, вопящих «Какого…. ты снимаешь моего Шарика?». Хозяев лучше заранее спросить разрешения поснимать, если такая возможность есть.
- Если есть возможность снять животное вместе с хозяином, показав их взаимоотношения, сделайте это.
Где снимать?
Съемка на природе
- Никогда не начинайте снимать животное сразу. Если вы с первой же секунды рухнете на траву и будете тыкать объективом в нос бедной модели, то в лучшем случае, она спрячется за хозяина. В худшем случае, прятаться придется уже вам. Дайте животному время поиграть, погулять, обнюхать вас. Сделайте вид, что вам модель совершенно не интересна. Потом можете попросить хозяина поиграть с питомцем, а сами в это время снимайте. Хорошо попробовать снимать из-за укрытия (кусты и скамейки вполне подойдут). Если собака вас не видит, то и не будет постоянно следить за вашими действиями. НО! Такой вариант исключен, если в роли модели крупная собака, прошедшая курс защитно-караульной службы (ЗКС). А то может принять фотохудожника за «дразнилу».
- Обязательно выбирайте правильное место для съемки, красивые фоны. Продумайте это заранее, попросите заказчика показать несколько фотографий питомца до съемки. Лучше снимать в те часы, когда солнце не слишком яркое. Если модель спокойна и послушна, то на помощь может прийти ассистент с отражателем.
- Выбирайте тихие, уединенные места. Толпа других собак, детей, велосипедистов может испортить все.
- Если собаку не спускают с поводка, попросите хозяина взять ошейник, а не шлейку. «Привязи» на фото выглядят почти всегда плохо, а ошейник “зашопить” проще, чем шлейки.
Съемка в студии
- Обязательно узнайте в студии, пускают ли они туда животных и на каких условиях.
- Попросите хозяина сначала выгулять модель. Пусть зверек отдохнет, сделает свои «дела», придет в себя после дороги. Только потом его уже можно вести на съемку.
- Никогда не начинайте снимать сразу. Дайте зверушке привыкнуть к обстановке, ассистентам. Пусть модель спокойно побегает, пока вы выставляете свет.
- Попросите хозяина взять с собой несколько игрушек, мисочку для воды, лакомство. Также надо иметь при себе расчески, спрей для грумминга (для длинношерстных моделей). Многие материалы и фоны в студиях сильно электризуются. Чтобы собака или кошка не превратились в шерстяной шар, лучше их немного опрыскать. Себе всегда покупаю вот это средство:
- Если животное испугалось вспышек и запаниковало, никогда не ругайте его и не позволяйте этого делать хозяину. Пусть хозяин вынесет модель на улицу. Даст немного прийти в себя, потом вернет обратно и угостит лакомством. Если же снова началась паника, то лучше съемку перенести и не травмировать психику зверю. Возможно, для такой модели больше подойдет съемка у нее дома.
Домашняя съемка
Домашняя съемка – это, пожалуй, самый сложный вид. Приходится приспосабливаться к естественным фонам и интерьерам чужой квартиры, ставить более простой свет и т.д.
Тут сложно давать какие-либо общие рекомендации, так как все будет зависеть от квартиры/дома, где вы будете снимать, и от того оборудования, которое у вас есть.
Если нет совсем ничего, а снимать надо (хотя я бы на такой вариант не пошла), возьмите самый необходимый минимум:
- Отражатель,
- Вспышку (не встроенную!),
- Лист бумаги (из которого сделаете бокс для смягчения света от вспышки),
- Кусок качественной ткани благородного оттенка, который послужит фоном в том случае, если в квартире заказчика не найдете подходящего элемента интерьера.
Лучше снимать в дневное время, когда света из окон достаточно. Тогда можно будет обойтись этим светом и отражателем.
Общие советы:
- Узнайте заранее у заказчика о характере животного, особенностях его поведения. Узнайте время суток, когда зверь наиболее активен.
- Узнайте о специфических особенностях будущей модели. Например, многие собаки не выносят сильный парфюм. Лучше тогда духами не пользоваться.
- Заранее посмотрите несколько фотографий животного. Пусть хозяин их Вам пришлет. Это поможет придумать образы.
- Узнайте у заказчика, что именно он хочет.
- Наберитесь терпения. Съемка животных – это не тот жанр, где с одного дубля все получается. Зато удачные кадры стоят всех затраченных усилий.
Удачных снимков и добрых моделей!