Life is photoФото Жизнь
Фотомагазин №1 в России!Убиваем цены на всё!
об авторе
Съемка натюрмортов при помощи световой кисти

 Victoria_Ivanova /фотограф/
http://www.lifeisphoto.ru/Victoria_Ivanova

альбомов автора: 0
фотографий автора: 901 (RSS)
фотографий на карте: 36
комментариев автора: 4038 (RSS)
статей автора: 8

фото автора: отсутствует

e-mail:   скрыт
   
ICQ:   -
   
URL:   -
   
телефон:   -
   
страна:   -
   
город:   -
   
фотокамеры:   Canon EOS 350D
   
объективы:   -
   
последний визит:   7 января 2022 (17:48)
   
ещё:  
   
в избранных:   581
   


Хотелось бы поделиться кое-какими наработками. Все это только МОЙ опыт и мое ИМХО, а вовсе не истина. Проше это учитывать :-)


Световая кисть – сегодня довольно распространённый способ съемки, суть которого в том, что фотограф, двигая по композиции узкий направленный пучок света, высвечивает нужные ему детали, как бы «рисуя» светом. Использование такой техники позволяет получить необычный световой рисунок, не такой, как при съемке обычного натюрморта.

Про световую кисть в интернете написано много, но хочу добавить свои 5 копеек и рассказать, как этой техникой пользуюсь при съемке я, а так же поделиться некоторыми своими секретами.

На самом деле, техника съемки световой кистью совсем не так сложна, как может показаться. Совсем наоборот – для новичков съемка с помощью световой кисти может оказаться даже проще, поскольку для создания красивых фотографий в большинстве случаев не требуется профессиональное студийное оборудование, и творчеством можно заниматься дома. Все, что вам потребуется, я перечислила ниже:

Инвентарь

Темная комната

Темная комната обязательна, т.к. рисовать светом мы будем в темноте. Зимой с темной комнатой проще, а вот летом приходится либо ждать позднего вечера, либо уходить в ванную.

Штатив

Камеру обязательно придется устанавливать на штатив, поскольку мы будем работать на довольно длинных выдержках в несколько секунд.

Камера

Камера может быть любой – хоть цифровой, хоть пленочной. Главное условие – вы должны иметь возможность устанавливать на камере ручные настройки и включить ручной фокус.

Для новичков цифровая камера, пожалуй, будет более удобной, т.к. с ее помощью проще делать несколько дублей и сразу смотреть на результаты.

Светосильный объектив

Почему объектив должен быть светосильным? Как я уже сказала, работать мы будем на довольно длинных выдержках. Если мы снимаем цифровой камерой, каждая лишняя секунда весьма ощутимо добавляет на наш кадр цифровой шум, что, безусловно, портит итоговое изображение.

Несколько фонариков

Фонарики – это и есть «световая кисть». На самом деле, настоящая профессиональная световая кисть – это довольно сложный и дорогой прибор, который умеет держать постоянную цветовую температуру около 5500 K (что соответствует дневному свету), позволяет использовать различные насадки и фильтры.

Однако на деле дорогущий профессиональный прибор можно заменить набором обычных недорогих фонариков, которые продаются в любом магазине техники. По крайней мере, я с успехом их использую и разоряться на дорогой «прибамбас» не планирую.

Крем

Крем может быть любым – для рук, для лица, для тела. Главное – крем должен быть бесцветным.

Крем я наношу прямо на фонарик - это как раз смягчает и свет, и тени. Чем гуще слой крема, тем мягче свет. Но имейте в виду – перед каждой новой съемкой необходимо очистить фонарик от крема и намазать новым слоем, иначе засохший крем даст очень неэстетичные полоски, которые могут быть плохо заметны на экране камеры, зато на мониторе выявят себя препротивным образом.

Кусок битого хрусталя

Хрусталь, как и крем, я использую в качестве фильтра. Пропуская пучок света через хрусталь, можно получить разные красивые блики и всполохи.

Объекты съемки

Это объекты, из которых вы будете строить свою композицию. Тут все зависит от вашей выдумки и фантазии.

Подготовка к съемке

Итак, весь нужный нам инвентарь готов, начинаем готовиться к съемке.

Составляем композицию нашего натюрморта, ставим камеру на штатив, выбираем нужный ракурс, кадрируем будущий снимок.

Я всегда сначала выставляю натюрморт в комнате при свете. Фокусируюсь в нужную точку на автоматическом фокусе, потом ОБЯЗАТЕЛЬНО перевожу на ручной фокус и стараюсь уже не сдвигать камеру. Зачем переводить камеру в режим ручной фокусировки? Если мы этого не сделаем и попытаемся снять натюрморт на автоматическом фокусе, то после выключения света камера начнет долго искать, целиться, и в результате кадр будет убит.

Теперь устанавливаем на камере нужные нам настройки - диафрагму, ИСО и выдержку. Я всегда снимаю на ручных настройках. При этом я стараюсь не ставить ИСО больше 160, а выдержку не делаю дольше 8 секунд, в противном случае могут появиться шумы. Как я уже писала чуть выше, каждая лишняя секунда тут играет роль. Если натюрморт уж очень большой, то лучше снять два кадра, а потом склеить.

Теперь ставим задержку съемки. Очень советую либо ставить задержку съемки на несколько секунд, чтобы не прыгать от камеры к натюрмортному столу, либо пользоваться пультом. Сама я пульты не очень люблю, но многим с пультами удобнее.

Съемка

Наконец, все готово – осталось только выполнить съемку. Выключаем свет, жмем на спуск, встаем сбоку от нашего натюрморта и снимаем! Почему надо встать сбоку от натюрморта? Потому что освещать композицию лучше всего именно боковым светом. Боковой свет создает объем. Если же светить, стоя около камеры, то луч «припечатает» объекты к фону, и кадр получится плоским.

Какой должен быть порядок съемки? Обычно я сначала подсвечиваю фон, особенно тогда, когда хочу «нарисовать» светом на фоне лучи «солнца». Чаще всего я свечу треть времени на фон, треть времени – на сами объекты, прорисовывая предметы и сюжетно важные точки композиции. Свечу всегда строго по очереди, не перескакивая. Последнюю треть времени я направляю свет в потолок. В моей древней квартирке потолки совсем низкие и при этом белые. Они срабатывают как отражатель – рассеивают свет и смягчают натюрморт. Если потолки высокие, то можно над головой прикрепить ватман, как крышу. Некоторые авторы советуют в последние секунды просто включить свет в комнате. Я так не делаю НИКОГДА и НИ ЗА ЧТО. Свет будет по температуре обязательно отличаться от фонаря, яркость будет другая. Возьни с обработкой прибавится.
Обычно я делаю по 4-6 дублей. Понятно, что не получится сделать все дубли совершенно одинаковыми – ведь траектория движения луча фонарика будет каждый раз хоть чуть-чуть отличаться. Но к последним кадрам уже будут видны все ляпы, и траекторию подсветки можно будет скорректировать :-).


комментарии


1.
Jash (22 января 2011 в 23:53)
Отличные советы!
Спасибо за статью!

2.
Syabrie (23 января 2011 в 09:24)
Надеюсь, пригодится.
Рада, что понравилось.

3.
Ирина Фурашова (23 января 2011 в 12:52)
Спасибо за интересный и весьма полезный рассказ, всё никак не попробую заняться световой кистью, теперь надо будет обязательно.

4.
Syabrie (23 января 2011 в 16:52)
Ирина, у Вас точно получится.
А для меня это будет стимулом поснимать в Вашем стиле :-).

5.
Brisa (23 января 2011 в 15:38)
Скажите,пожалуйста,какая мощность фонарика?

6.
Syabrie (23 января 2011 в 16:56)
У меня набор разных. Я обычно выбираю просто на глаз по пучку света. Люблю линейку DISCOVERY GP

7.
Syabrie (23 января 2011 в 16:58)
http://elekland.ru/files/addons/img/20091208/12602808681391638176.jpg

Попробуйте такой. Один из самых приятных и удобных.

8.
Brisa (24 января 2011 в 00:11)
Спасибо большое!))

9.
sneg (31 января 2011 в 00:29)
Вика,большое спасибо за статью!Очень познавательно!
А в этом фонарике свет какой7Желтый обычный или белый,типа ксенон?

10.
kisandr (23 января 2011 в 16:13)
Уррря! Вооружаемся всем необходимым и творим шыдевры!

11.
Syabrie (23 января 2011 в 16:56)
:-)) Это затягивает :-), честно

12.
Pilgrim (25 января 2011 в 02:56)
Спасибо очень познавательно! Я подобие, еще раз повторяю, подобие световой кисти делаю по другому. Расставляю предметы, использую рассеянный со стороны свет из окна, порой с отражателями. Камера на штативе, пульт. Делаю три кадра с максимально возможной эксповилкой 0, -3, +3. Т.к. света обычно мало последняя выдержка порой очень длинная, до 30 секунд. Но шума в кадре я не наблюдаю (Canon 20D/1DMk2/5DMk1 ISO 100). Потом свожу эти три кадра в Фотоматиксе, получаю 32-битный HDR-файл, потом уже работаю с ним в ФШ, выделяя светом или притемняя отдельные места. Имея такой объем информации очень легко работать с тоновой коррекцией. Ни коим образом не пытаюсь опровергнуть Ваш материал, так просто из собственного опыта.

13.
Syabrie (26 января 2011 в 16:08)
Чем больше разных наработок, тем лучше :-). ЭТо бы тоже в отдельную заметку, чтобы не затерялось среди комментариев :-)

14.
Pilgrim (26 января 2011 в 16:38)
Надо бы собраться и расписать подробнее, но очень уж я ленивый:-)

15.
Александр Блинов (25 января 2011 в 21:43)
Спасибо!

16.
Syabrie (26 января 2011 в 16:08)
Рада, что понравилось.

17.
Musya (26 января 2011 в 13:02)
отличная статья) спасибо)

18.
Syabrie (26 января 2011 в 16:08)
Рада слышать!

19.
fraca (28 января 2011 в 13:33)
спасибо вам !!! очень интересная статья !!!

20.
Syabrie (29 января 2011 в 11:19)
Спасибо! Рада, что заинтересовала

21.
bag_Ira (30 января 2011 в 22:06)
Спасибо!!!

22.
Евгений Кирюхин (6 февраля 2011 в 21:53)
А как Вы создаете узконаправленный луч света?

23.
J R (9 февраля 2011 в 20:56)
В последние годы появились светодиоды и фонарики на их базе помощнее и интереснее ширпотребных.
Это линейка SSC P(5 или 7).
Аббревиатуру названия привёл для поиска.
Такие в интернет магазинах стоят несколько десятков зелени с доставкой.
Многие имеют возможность фокусировки луча.
Выглядят примерно так

http://ru.fotoalbum.eu/images/31210/133869/00000011.JPG

Этот у меня для работы и для фотографиии не самый удобный.

24.
Игорь Филипенко (10 апреля 2011 в 15:49)
Виктория, большое спасибо за подробный материал. Давно уже присматриваюсь к этой технике. Ваша статья - еще один толчок к осуществлению задуманного.
Особенно полезны такие мелочи, как крем и кусочки хрусталя. И если использование крема, точнее вазелина для меня не новость (сам часто использую его для доп. софт-эффекта при съемке), то кусочки хрусталя - очень интересная "находка".
Дело за малым - придумать сюжет и приобрести реквизит для натюрморта.
Еще раз спасибо!

25.
VeraNika (25 августа 2011 в 23:44)
Вика,ты умница!Спасибо за подробное описание...просто бегу творить шедевры...)))Очень нравятся твои световые натюры...))

26.
Georgievna (17 января 2012 в 21:37)
Большое спасибо вам за статью, полезные советы, фонарик у меня уже есть, обязательно попробую что-нибудь поснимать

27.
KatePl (4 февраля 2012 в 02:40)
Ах вот как это называется)) Про хрусталь, спасибо) а его чем-то можно заменить? Бокалы бить не хочется)

28.
SvetSvetoch (8 июня 2012 в 13:48)
Виктория! Я планирую придти к Вам в июле на мастер класс по световой кисти. А пока, после прочтения Вашей статьи попробую сделать самостоятельно. Так что до скорой встречи!

29.
bahva (14 октября 2012 в 11:19)
Спасибо за статью, очень ползно


новый комментарий



Комментировать эту статью могут только зарегистрированные пользователи.
 
стиль сайта
статистика, реклама
партнёры
экспорт, помощь сайту
лёгкая версия 
мобильная версия 
Пользовательское соглашение
F.A.Q (вопросы)
включите JavaScript