Life is photoФото Жизнь
Фотомагазин №1 в России!Убиваем цены на всё!
об авторе
Фотокружок для начинающих. Портретный свет.

 Verendey /зритель/
http://www.lifeisphoto.ru/Verendey
http://Verendey.artphoto.pro


альбомов автора: 11
фотографий автора: 1032 (RSS)
фотографий на карте: 15
комментариев автора: 13664 (RSS)
статей автора: 17
муз. композиций: 77

фото автора:



e-mail:   включите JavaScript
   
ICQ:  
179096591
   
URL:   www.video007.ru
   
телефон:   -
   
страна:   Россия!
   
город:   Москва, Зеленоград
   
фотокамеры:   Canon EOS 5D Mark III
Canon EOS 70D
Sony Alpha A5000
Sony Alpha A6000
Xiaomi
   
объективы:   Canon EF 70-200 F/2.8L IS II USM
Canon EF 16-35MM F2.8L II USM
Canon FD 50 mm f/1.8
Tamron AF 90mm f/2.8 Di SP macro
Sony 16mm f/2.8 E (SEL-16F28)
Sony 50 mm F/1.4 (SAL-50F14)
   
последний визит:   18 марта 2024 (17:26)
   
ещё:   sex, drugs, rock&roll
   
в избранных:   245
   


Коллеги! Я веду фотокружок для начинающих фотографов.

А вдруг кому-то пригодится?

Портретный свет. Урок 1. Рисующий (мягкий) свет

.

Сначала о терминах, чтобы не путаться…

Портретный свет можно разделить на 4 основных типа (рисующий, моделирующий, контровой и заполняющий)

· Рисующий свет. Это любой свет, создающий на лице рисунок из света и тени.

Набрав в поисковике «портреты с рисующим светом», вы увидите тысячи примеров.

Ну, или один мой пример:

739886.jpg

Рисующий свет может быть жёстким или мягким.

Жесткий рисующий: где тени имеют резкую границу, чаще всего тени значительно темнее светов (светлых участков). Например, прямой солнечный свет, свет от лампы или вспышкибез рассеивателя.

примеры: (Жесткий рисующий)

15076_76197322.jpg

1073522-jpg_944936.jpg)

Мягкий рисующий: свет от окна, свет на улице без солнца (в тени или в пасмурную погоду), свет от софтбокса или осветительного зонта.

Но нужно помнить, что главное значение имеет относительная площадь источника света: зонт диаметром 1 метр при расстоянии от лица 1-1,5 метра – это мягкий свет, но если поставить тот же зонт на расстоянии 3-4 метра от лица – это уже не мягкий, а полужесткий свет J

Пример: (с сайта http://35photo.ru. Авторов проставлю позже... а если кто поможет определить через "поиск по фото" - буду признателен)

2013973.jpg

а это мой " рисующий" ("полу-жёсткий" :yes:)

1596549.jpg

· Бестеневой свет («заполняющий»). Света без тени не бывает, но если тени очень мягкие, совсем незаметные - такой свет называют бестеневым.

Чтобы свет стал бестеневым - он должен быть рассеянным, со всех сторон, без «явно выраженных» источников света.

(Если поставить две «жесткие» лампочки или вспышки без рассеивателей с двух сторон от камеры – это не будет «бестеневым светом». Будут, пусть едва заметные, две тени от носа с обеих сторон.)

Как получить бестеневой свет?

Например, на улице под навесом: источником света будет небо (и его «относительная площадь» велика, свет падает со всех сторон). Почему под навесом? Свет от неба падает сверху и под глазницами всё равно будут тени, а снимая под навесом мы «отсекаем свет сверху» и получаем свет, падающей на лицо под прямым углом. (фотографы используют в качестве «навеса» - отражатель: кто-то держит его над головой модели, перекрывая свет сверху»

Пример: (снято на открытой веранде)

1245511-34542.jpg

Бестеневой свет в помещении или в студии:

«бытовой пример»: если фотограф встанет вплотную спиной к большому окну (по центру), а модель в 1 метре от него: получим почти бестеневой свет. Но если модель отойдёт на 2 метра вглубь комнаты, это будет уже не бестеневой свет.

Или: на большую белую стену (2.5х4 м) с двух сторон светят два прибора (свет отражается от стены), фотограф стоит вплотную к стене (по центру), а модель в метре от него – получаем бестеневой свет.

Пример:

1141173.jpg

Теперь о «студийном» бестеневом свете: если поставить с двух сторон два больших («ростовых») софтбокса (на расстоянии не более метра от лица) – получим бестеневой свет. Также есть специальные осветительные устройства:

Световое кольцо вокруг объектива (http://35photo.ru/photos_series/1202/1202785.jpg)

Есть и отражатель с отверстием по центру для объектива…

Вот ещё несколько примеров бестеневого света:

http://photos.lifeisphoto.ru/181/2/1812820.jpg

http://www.progimp.ru/i/articles/upload/2013/06/1585/22.png

http://fsh1.by/wp-content/uploads/2013/04/EXBY1635.jpg

Надоело о бестеневом свете, я его не слишком жалую J

Контровой свет.

Сзади за моделью или сзади-сверху. Создаёт контур на волосах и плечах, не попадет на лицо.

Примеры

Моделирующий свет.

Тоже сзади, но сбоку, на уровне лица (обычно с теневой, противоположной от рисунка стороны).

Попадет на щёку, НО не попадает на нос (иначе нос «ломается»).

Делается обычно очень слабым прибором с зонтом или отражателем без прибора. Обычно он очень слабый, на уровне «намёка на свет»

Пример:

1540112.jpg

Но бывает и сильным (не все лица «держат» такой свет) Пример

1865115.jpg

5. Фоновой свет (подсветка фона) -

это последнее, о чём стоит думать при съёмке портретов: если у вас будет красивый фон, но при этом двойные тени от носа, портрет - на выброс.

...использую фоновый свет редко: если фон монотонный - делаю на нём полоску или пятна . Можно сделать разные эффекты на фоне проекционным прибором (извините за качество, это скрин из старого видео) .

Но я предпочитаю "активные" (но нерезкие, в расфокусе) фоны с самосветящимися объектами (настольная лампа, монитор, окно... сейчас грядёт Новый Год - буду ёлочные гирлянды использовать)

.

Иногда использую светодиодную ленту, она и на фон работает, освещая его "фантастическим" светом и одновременно работает как контровой.

Пример:

1540489.jpg

Переходим к мягкому рисующему свету, к практическим занятиям.

Лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать, и я сегодня снял иллюстрации.

Обычно для таких целей снимают "неподвижную" модель, но мои взрослые "модели" приболели и снимал Сеню. А он никак не хотел сидеть с каменным лицом...

это "контрольки" ("иконки" исходных кадров)

6b884fc300c9.jpg

Пример 1: Зонт (диаметр 1 метр) прямо над объективом. От зонта до модели ~ 1.5 метра. Меня в кадре нет, но я снимал просунув объектив вплотную к зонту, снизу.

0d29220faae0.jpg

Результат:

cfbf8199a6bd.jpg

На втором кадре включил моделирующий (чтобы рассказать и о нём) ...

Не уверен, что "холодный" по цвету моделирующий тут нужен, но я снимаю "под обработку" и в финальном варианте лицо будет более оранжевым, а моделирующий - менее насыщенным и уйдём в сторону "teal" (цвет морской волны) и получится беспроигрышный teal&orange :yes:

Вот кадр после обработки:

962eab1558e0.jpg

(а это без обработки, "как снято")

5439a38c382c.jpg

Пример 2: Зонт под углом 45 °

15c9d2bb5802.jpg

Результат:

0405a0fe000f.jpg

90884c866d27.jpg

Пример 3: зонт под углом 90°

В кадре моя жена Юлечка - "держит взгляд" ребёнка с помощью мультика на планшете :-)

bf8985033943.jpg

получился не самый лучший свет

34cefb89100d.jpg

Но стоило нос повернуть в сторону света и уже поинтереснее стало ... если бы ещё чуть повернуть, но «модель» уже устал и не слушался)))

f6e65b90815e.jpg

Пример 4, «сомнительный»

Зонт сзади, под углом 135°

42e37c656506.jpg

Результат – «на любителя», но если повернуть голову налево, то тоже будет неплохо. Это уже скорее не рисунок, а два моделирующих. С таким светом часто НЮ снимают.

ecd014593de7.jpg

Пример 5: если у вас нет зонта - можно использовать отражатель

~ 45 ° Выключил синий светодиодник, включил настольную лампу (5вт)

e47209fedca5.jpg

результат: (отражатель далековато и свет стал жёстче )

ab7db10f4bb5.jpg

Пример 6: если нет и отражателя :(

Направил свет на светлую стену, причём не белая, а светло-зелёная стена… на контрольках видно, что ББ «поплыл», но из RAW исправилось одним кликом пипетки.

e4a19943f414.jpg

результат (кстати, свет тоже вполне портретный… и уж точно – самый мягкий из всех J )

9c8b97275328.jpg

2ee82d81c8f5.jpg

После этого кадра "модель" Сеня так жалобно сказал: «Вова-а! Не хочу, пусти» и я, растроганный, что он так хорошо построил фразу - прекратил съёмку…

PS Я бы предложил участникам кружка принять эти тесты как «домашнее задание», повторить эти схемы света и показать в комментариях.

… желательно без «отсебятины»: 1.5 м от зонта – это полтора, а не 3. И лишних дополнительных приборов пока не нужно. Заменить свет на вспышку - без проблем, но будет сложнее, предупреждаю. Вспышки требуют навыков и немного интуииции: ты не видишь во время установки света баланса светов и теней

Можно и отсебятину сделать, но после выполнения «обязательной программы». Обещаю написать рецензии/разборы ваших фото …

PPS Для Sego: куклы не принимаются J нет модели? Поставь фотик на штатив и снимай автоспуском.

Вопросы – приветствуются, комментарии – тоже.

Но неаргументированные споры и возражения, типа: «я считаю, что нужно было сделать по-другому…» - считаешь? Сними и покажи!

Но давать «вредные советы» в нашем фотокружке не принято :friends:

С уважением, ваш «РуФоКруж» Владимир Верендеев J

video007.ru


комментарии


1.
zsm (25 декабря 2017 в 11:37)
Жму руку, Владимир - здорово. Ясно, понятно, целенаправлено - !!!!!

2.
Verendey (25 декабря 2017 в 16:04)
Спасибо! Я слегка побаивался, что опытные фотографы будут ругать)

3.
Spik (5 января 2018 в 00:00)
Очень интересно, начал читать и оторваться невозможно, отличные примеры, спасибо Вам огромное!

4.
Verendey (5 января 2018 в 23:32)
Рад помочь) Если что, присоединяйтесь к фотокружку... правда он такой, для начинающих... и пенсионеров)) http://forum.1dv.ru/index.php/forum/116-%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%BA%D1%80%D1%83%D0%B6%D0%BE%D0%BA/

5.
Михаил Анисимов (6 января 2018 в 22:25)
http://www.lifeisphoto.ru/photo.aspx?id=1868118
Спасибо. С интересом прочитал. Все просто и доступно. Как раз для пенсионеров.
Внучка. Свет дневной 1,5м от окна. Только смотреть (1:1), а то цвета кобенит.
Объектив zenitar-M2 2/50

6.
Verendey (10 января 2018 в 22:30)
чтобы цвет не менялся, поставьте на выходе S-RGB (у вас сейчас RGB)

7.
Verendey (10 января 2018 в 22:32)
точно подмечено: я и сам недавно пенсионером стал

8.
Инна (Brisa) (15 января 2018 в 06:40)
Вдалимир,огромное спасибо за статью!Написано доступно и подробно.Отдельное спасибо за личные примеры.Думаю,это будет интересный проект для ФЖ.Только у нас,как обычно,мало реагируют письменно (Вы же знаете),но то,что читают большинство,это точно.
Желаю Вашему проекту хорошего и доброго плавания.Буду читать обязательно и с интересом,как всегда)
p.s.прошу прощения за опоздавшую реакцию...отсутствовала.

9.
Владимир Новиков (29 декабря 2018 в 09:29)
Статья конечно интересная! Заметил кое-какие новые для себя интересные приемы... НО все-таки терминологию, даже на начальном этапе изучения фотографии и постановки света, следует преподносить правильно. Я ничего не имею против бестеневого света, но такой свет называется светотональный, а теневой - светотеневой. Такую терминологию применяли еще со времен становления фотографии... и сейчас во времена цифровой фотографии свет остается одним из важнейших художественных выразительных средств фотографии, только средства получения изображения стали немного другими...


новый комментарий



Комментировать эту статью могут только зарегистрированные пользователи.
 
стиль сайта
статистика, реклама
партнёры
экспорт, помощь сайту
лёгкая версия 
мобильная версия 
Пользовательское соглашение
F.A.Q (вопросы)
включите JavaScript